Отзывы участников курса 

"Обучение биографическому консультированию" 

2012-2016

Специалиста делает практика 
с осознаванием, а не лекции.
Итак, позади трёхгодичный курс обучения по специальности «биографический консультант».

Имея традиционное академическое образование, второе высшее, а так же массу курсов повышения квалификации, я могу сравнивать подходы к обучению взрослых людей.
«Дистанция огромного размера!» Оставлю критику традиционной модели в стороне (грешно добивать живой труп) и укажу явные достоинства курса биографического консультирования.
      Все ниже перечисленные достоинства новой модели обучения взрослых стали возможны благодаря тому, что курс БК целиком выстроен и исходит из духовнонаучного человековедения, которое является частью Антропософии. Её идеи и подходы уже оплодотворили многие области практической жизни: от сельского хозяйства, медицины до школьной педагогики.

  1. Программа курса построена на понимании особенностей и нужд современного этапа развития человечества.
  2. Профессия нарабатывается через проживание учебного материала, глубоко затрагивая и голову, и чувства, и волю участника. Расписание модуля построено таким образом, что гармонично сочетает и охватывает в разнообразных формах мышление, чувства и волю участников, ритмично чередуясь в учебном дне. Это позволяет не утомляться.
  3. Использование искусств (живопись, рисунок, искусство речи, гимнастика, эвритмия, музыка и театр) воздействует терапевтически, и позволяет участнику раскрепоститься, поверить в  свои творческие возможности.
  4. Невероятная атмосфера принятия друг друга, тепла и внимания позволяет участникам расслабиться и довериться процессу.    
  5. Организационные формы обучения - современны. К примеру, модульный принцип (3-4 раза в год по неделе) позволяет совмещать основное место работы с обучением, а так же, в период между модулями, «созревать»  знаниям и навыкам.
  6. Постоянное нарабатывание   навыков  индивидуального консультирования в тройках сменного состава  с внутренней супервизией и рефлексией своих действий. Это происходит в благожелательной учебной атмосфере, где каждый  участник выступает в трёх позициях: консультанта, клиента, наблюдателя.
  7. Личностный характер процесса обучения, где каждый участник  по многу раз в разнообразных формах встречается с каждым.

Хочется искренне пожелать курсу развития, процветания и много поколений студентов, а так же общественного признания, как одного из наиболее эффективных и современных моделей обучения взрослых.

   С наилучшими пожеланиями, Холяков Евгений Николаевич, педагог, г. Москва.


Что может быть прекраснее встречи с людьми, с которыми переживаешь духовное родство...
Что может быть прекраснее совместного творческого обучения с такими людьми...
Что может быть прекраснее исполнения того, что ожидалось 17 лет...
Я благодарна педагогам и участникам курса за тепло и любовь, в которой я купалась в течение всех лет обучения.
Я благодарна за все упражнения и испытания, которые открывали вновь и вновь различные грани моей личности.
Я благодарна за внимание к развитию осознанности и увеличению моих профессиональных навыков.
Я благодарна за предоставление пути духовно-душевного развития, по которому теперь можно идти самостоятельно.
Сердечное спасибо всем педагогам, организаторам и участникам курса, а также духовным существам, которые нас поддерживали.

Анна Романова, психолог, биографический консультант, г.Санкт-Петербург


Пробуждение человечности.

Человеку свойственно находиться в процессе поиска всю жизнь и у каждого  свой поиск. Кто–то ищет высокооплачиваемую работу, новую машину, лучшие жилищные условия, кто–то любимого человека,  правду жизни, успех, интерес, здоровье. Список этот нескончаемый. Я все время задумывалась, но что же ищу я? Мне уже 46 лет, а я постоянно чувствую этот внутренний зов. Этот зов о том, где я смогу максимально соприкасаться со своей человеческой Сутью.

И я нашла круг людей, с которыми этот внутренний поиск стал моим профессиональным делом - Биографическое консультирование. Обучение на курсе составляет  три года и это время откровений и воодушевления! На курсе обучения биографическому консультированию была возможность познавать свои способности,  открывать неожиданные стороны своего характера. Курс позволил постепенно и грамотно встретиться со своими трудностями, ранами, узнать и принять свои человеческие потребности. Разные формы работы вносили возможность раскрывать и познавать различные качества человеческой жизни: лекции, семинары, работа в группах, занятия искусствами, курсовые работы и их презентация. Многообразие упражнений:  работа с открытками, глиной, цветом, стихотворениями, сказкой, телесные упражнения - все это было наполнено настоящим интересом и искренними чувствами.

  Важно, что профессиональные навыки открывались во мне естественными человеческими качествами: умение слушать, сопереживать, уважать борьбу внутри человека и проявлять несовершенство, уязвимость. Главное, что мне открылось, - это то, что не нужно закрываться от своих ошибок и внутренние страдания превращать в силу достижения гармонии. Это чувство гармонии – неиссякаемый источник внутреннего движения, это никогда не прекращается, потому что мы как люди всегда нуждаемся в становлении и совершенствовании и Любви. Стало понятно, что моё индивидуальное Я и есть мой рабочий инструмент в  профессиональной деятельности биографического консультанта.

На курсе я всегда чувствовала правильное отношение ко мне, как к личности и взрослому человеку. Занятия модулей были построены так, что мы сами были и материалом исследования и исследователями, сами выстраивали свои границы  душевной целостности и открытости. Всегда царила рабочая атмосфера взаимодействия и нахождения конкретных выводов. Была возможность высказываться и слышать другого человека.

Серьезные требования обучения дисциплинировали меня и пробуждали во мне активность  и ответственность, умение учиться и реализовывать это в практической деятельности жизни.

Я испытываю огромную благодарность своим коллегам и преподавателям курса: Сыровяткиной Зинаиде, Людмиле Гечус  и Тамаре Сажиной, куратору нашего курса Маргли Мэтьюс  и  еще многим учителям, с которыми мне довелось работать.

        Елена Терехова, арттерапевт, биографический консультант, г.Смоленск


Что дал мне курс биографического консультирования? Можно выделить три линии, которые развивались на курсе и были мне важны.
Первая, личностная – работа с собственными ранами, трудностями в себе и поиском сильных сторон и способностей. В период обучения педагогами было создано такое пространство принятия, что мы, войдя в него, открывали свои закрома с огромным доверием. Постепенно круг стал тем местом, куда можно прийти любой – слабой, несовершенной, со слезами или смехом – абсолютно любой. Только вот эффект интересный, проблемы занимали свое место, а на первый план выходили таланты и способности. Взять хотя бы наши презентации. С каждой новой работой, благодаря поддержке и одобрению, творчество и уверенность как цветы прорастали в нас. Многое во мне проросло за эти три года :я стала лучше понимать себя и других, я научилась задавать жизни вопросы, находить на них ответы и снова искать вопрос. Я наполнилась творчеством жизни.
Вторая, профессиональная – модуль за модулем взращивались и формировались умение слышать, говорить, задавать вопросы, вглядываться в ситуацию и находить существенное в ней. Малые группы, где мы были консультантами и клиентами, стали для меня мастерскими, где ковались навыки консультанта. Так легко и интересно было слушать педагогов про то, что важно в беседе и как лучше задавать вопросы тому, кто пришел за помощью, как нужно искать в себе истинный интерес и благоговение перед трудностью человека. Но все это красиво и естественно, пока слушаешь лекцию. И вот я консультант, передо мной живой человек со своей совершенно живой трудностью и настоящей проблемой. Лекция уходит в сторону, мы один на один, в памяти ничего нет, только я и он - другой. Скажу честно, мне нужно было много таких встреч, чтоб хоть немного начать соединять то, чему учили и собственные способности, приструнить свои страхи и несовершенства. Только тогда мне стали приоткрываться человек и его вопрос, только тогда я смогла прикоснуться к тому искреннему интересу и благоговению перед человеком и его болью, как нам рассказывали в лекциях. За спиной много часов борьбы с самой собой. Сейчас я испытываю большую благодарность к создателям курса за то, что такая мастерская занимает большую часть обучения. И еще, не меньшую благодарность к моим сокурсникам, учившимся вместе со мной преодолевать себя ради встречи с другим человеком. Вы помогли мне стать консультантом и помогли своим интересом ко мне принять себя. Спасибо Вам.
Третья линия, скорее всего самая важная для меня - путь саморазвития. Личное развитие консультанта оказалось важной темой, рассматриваемой в обучении. Такой подход мне очень помог в понимании того, как находить равновесие между желанием развития и проживанием обыденных ситуаций. Появилось уважение к моменту здесь и сейчас. Разговор о возможных шагах развития и о полной свободе человека в этом вопросе стали поддержкой для меня. В моей жизни появились ритм, устойчивость и доверие.
 

     С Любовью и Благодарностью к педагогам и кругу студентов 2012-2016, Орлова Инесса, психологог, г.Жуковский


За спиной чуть больше 3-х лет обучения Биографическому консультированию... Это время вспоминается с большой теплотой, радостью и с Благодарностью ко всем участникам круга - и преподавателям, и студентам. 
Благодаря обучению, у меня в руках (в голове -?, в сердце -?) появился инструмент, который можно использовать для помощи другому человеку - методика 7 шагов, понимание разных стилей (планетарных качеств), умение вести беседу и слушать другого. 
Учебный процесс выстроен самым лучшим образом: тема раскрывается, проживается через личный опыт (работа с открытками, рассказы в малых группах, рисунок), исследуется в групповых упражнениях (сколько было творчества и веселья!!!), затем тут же прорабатывается в практике, где ты становишься то консультантом, то клиентом, то наблюдателем. После каждого модуля мы выходили переполненные впечатлениями и открытиями. 
А как все изменились за время обучения! Теплая и питательная среда позволила без особого надрыва поработать над шероховатостями своего характера и раскрыть таланты. Нас как будто ВЕЛИ за руку (и видимо, и невидимо) по пути преобразования души. Одному такой путь не осилить за такое короткое время! 
Восхищаюсь мужеством и трудолюбием организаторов курса - Зинаиды, Людмилы, Тамары! 

   
   С благодарностью, Инна Лапшенкова, психолог, г.Жуковский


Открою чемоданчик свой. Это то, что я взяла с собой. И это то, что подарила Встреча. 
Перебираю дары, как упакованные бережно вещи - самое важное и значимое, без чего нельзя обойтись. 
Это, в первую очередь, Встречи. С каждым – своя. Удивлялись искренности друг друга, сокровенности поведанных историй и мужеству, с которым открывались сердца. Новый взгляд на безграничный мир другого, раскрывающего потаённые уголки души – благодарность, уважение, принятие и вдруг - другой перерастает тебя, становится тобой. 
А вот - Принятие. Ладошка, собранная лодочкой. Прикоснувшись к тайне тёмной стороны - не испугаться, не оттолкнуть, и если не полюбить это чудовище, то понять. Ну а если уж не найдётся смельчаков принять твоё чудовище - поддержи его сам. Ведь именно там спрятана твоя лучшая часть. Отсюда – подставляй вторую ладошку - возьми - сопереживание Другому, сопричастность тайне его бытия. А, встретившись, ладошки хранят тайну творящего покоя. 
Призыв «Делай!». Это Таня. Энергия, неутомимая воля и решимость. 
Мужество быть собой, поддерживать с терпением и заботой, способность слышать сердцем - Инесса, Инна. 
Чудо преображения – удивительно, сколько чудесных и радостных мгновений пережито, когда видишь как меняется человек. Отступает, убирая себя громогласный, рассыпается счастливым смехом угрюмый, расправляет плечи и молодеет удручённый жизнью… 
Планирование и понимание, что если ты сам не возьмёшь жизнь в свои руки, то она будет рассыпаться под давлением внешнего мира, который вынужден учить тебя таким способом жить осознанно, включённо в дневное сознание. Это - Настя, которая превзошла себя в искусстве строить планы, оглядываясь на прожитый день. 
И наконец - мой Путь. И понимание, что он открыт и продолжается. Я принимаю всё, что происходит на нём с благодарностью, мужеством и интересом. Кого ещё я встречу, с чем соприкоснусь? 
Мой Учитель – Я сама. Ещё осознание задачи - стремиться к паузе, остановке, когда «Не Я, но Христос во мне». Учителя - люди вокруг, каждая встреча - ценность, и жизнь может стать волнительным приключением, если пробудиться к Встрече.
Благодарность за самоотверженное служение Существу БК – Зинаиде, Людмиле и Тамаре. Вызывала восхищение стройность и продуманность тем, ритмичность и наполненность учебного процесса. Маргли – за веру в меня - «Вы будете хорошим консультантом!», Любови – за Парсифаля, мы с детьми поставили Вашу пьесу, этот образ вошёл в душу через постановку. 
Огромное всем человеческое СПАСИБО! И до скорых Встреч!

     Наталья Сеник, учитель вальдорфской школы, г.Москва


Хочу выразить огромную благодарность  провидению и всем людям, участвовавшим в этом таинстве.
Если писать поэтическими строками, то это было удивительное  приключенческое путешествие, которое мне подарило меня саму - настоящую.
Это огромный совместный   труд духовных существ, педагогов, окружающих людей, студентов. Труд моей души.
Здесь на курсе, на каждом модуле я отмечала:

 

  1. Весь материал - лекции, художественные упражнения, практика консультирования, семинары, группы личностного развития, упражнения - выстроены так, что к окончанию каждого  дня появлялся образ  красивых собранных бус. И все, что происходило в дне, будто  специально  подобрано для меня.
  2. Принятие - девиз обучения. Принятие  меня окружающими людьми. Я научилась  на курсе осознанно  принимать себя, окружающих людей и мир.
  3. Предмет обучения - я сама. Я узнавала саму себя через  Антропософию - мудрость о человеке. Через встречи, через взаимоотношения, через биографию. Никакой репетиции, всегда жизнь в настоящем. Экзамены на курсе предоставлялись самой жизнью. Это ступень посвящения.
  4. Интерес к другому человеку - искренний, неподдельный. Именно это происходит на курсе,  этому научаешься.
  5. Обучение на курсе - гармоничное сочетание новых знаний, практических упражнений и реальной жизни.
  6. Я получила импульс  к дальнейшему развитию. Я научилась не  только практиковать упражнения, но и создавать самостоятельно новые упражнения. Я почувствовала безграничность знаний, которые несет Антропософия.  Освоила  методику биографического консультирования, основанную на законах мироздания.
  7. Благодаря обучению на курсе я изменила свою жизнь. Это возможно. Я приобрела новую профессию - биографический консультант.

       Татьяна Миненко, социальный работник, биографический консультант, г.Сочи

Закончились три с половиной года учебы на семинаре по биографическому консультированию, получен диплом и теперь самое время, оглянуться  и посмотреть, какими же были эти годы?

        На первом модуле первого курса мы начали вести Дневник Обучения, в котором каждый день писали о том, что нас вдохновило, удивило и тронуло.

О чем же я писала тогда в своем дневнике? Вдохновляли мои новые товарищи по семинару, волновало и глубоко трогало их серьезное отношение к учебе, искренность и стремление к саморазвитию.
Вдохновляли темы учебных занятий и метод преподавания, замечательная организация процесса. Волновали человеческие судьбы , мудрость, заключенная в каждой из них, которую мы учились видеть и с благоговением принимать, знакомясь с архетипами биографии человека.
        Весь первый год был полон открытий на пути самопознания. «Живи с вопросом!» - этот призыв Р.М. Рильке был моим девизом в течение 1 года семинара. Вопросов всегда было больше, чем ответов.
  На пути к себе мне приходилось  отказываться от стереотипов, растворять в душе все застывшее и затвердевшее, мешающее принять новое. Этот путь самопознания и самовоспитания был первым шагом на пути к профессии Биографического консультанта.  Узнавая и принимая себя, я училась  узнавать и принимать другого.  Делая шаг на пути своего развития, я  обретала право сопровождать развитие другого.
        На втором курсе началось  вхождение в профессию. Начав практику консультирования я встретилась  с  неуверенностью в себе, а так же с желанием  немедленно решить все проблемы клиента, научить его , открыть ему глаза. Клиенты были главными  моими учителями на пути доверия к силам судьбы человека.
        Третий год  прошел под знаком поиска своего стиля, обретения индивидуальности в профессии. Уже за плечами несколько сотен часов консультирования, но по прежнему я  живу с вопросами и понимаю, что стою только в начале пути.
  Я благодарна этим трем  с половиной прекрасным  годам , встрече с биографическим консультированием и  моими биографическими друзьями: преподавателями  и однокурсниками, которые были рядом в моменты отчаяния и торжества. И  я счастлива, что  теперь  моя профессия- это встречи с людьми  и их неповторимой судьбой.
 

Ольга Старостина, биографический консультант, г.Москва

 

Для меня курс «Обучение Биографическому консультированию» - это подарок судьбы. Я обрела профессию психолога - консультанта, работающего в методе «Биографическое консультирование» и могу заниматься деятельностью, которая соответствует моим потребностям и способностям. Я всегда чувствовала внутренний позыв поддерживать людей в сложных жизненных ситуациях, а пройдя курс, приобрела возможность вкладывать свои силы в любимое дело. Полученные знания не просто обогатили мой ум, но и дали развитие моей индивидуальности, вошли в согласие с моим мировоззрением и расширили его.

На курсе общение с преподавателями и студентами строилось на принципах человечности и открытости.  Усваивать материал, когда теория преподносится не только в форме лекций и семинаров, очень эффективно. Знания не просто обогащали ум, а впитывались, вливались в мою жизнь. Мы рисовали, пели, занимались сценической речью, эвритмией и выполняли упражнения, развивающие индивидуальные качества и помогающие пониманию самого себя.

Выполнение письменных работ давалось мне нелегко, но самостоятельная работа и форма учебно-практических занятий в виде семинаров очень помогала продвижению в обучении.

На каждом модуле была практика в малых группах. Мне хочется назвать наш практикум - кузницей. Это практическая работа по овладению методом биографического консультирования. Для меня было важно получить начальный профессиональный навык  в  процессе обучения.  

Я испытываю чувство благодарности к людям, которые подсказали, что есть такая профессия «Биографический консультант». Благодарна   преподавателям курса и своим коллегам за создание особой атмосферы и мощного, благодатного потока, несущего знания, пронизанные духовными силами.

Это не единственное мое образование, но самое значимое для меня. Курс помог в саморазвитии, в познании своего «Я», дал возможность встречи с единомышленниками, погрузил в глубины профессии психолога-консультанта и посвятил в таинство «Семь шагов Биографического консультирования». Мне дорого время, проведенное на учебных модулях. Надеюсь, что я смогу сохранить свет и тепло нашего союза и нести его своим клиентам.

Я искренне завидую студентам нового курса. У вас, мои будущие коллеги, впереди три года обогащающего общения, открытий в самом себе и в нашем огромном мире.

С уважением и любовью, выпускница курса «Обучение Биографическому консультированию» Плеханова Наталья, психолог, г.Москва 


Сейчас, оглядываясь назад, я собираю урожай трёх лет обучения Биографическому консультированию на курсе, взвешиваю результаты личностного и профессионального развития.
        Первый год обучения ознаменовался для меня формированием образа положительного психического и социального развития человека. Произошло объединение меня лично и новой картины миропонимания в целом. Моё здоровье и моя социальность приобрели  новое общечеловеческое значение. Кто я, какая я для этого мира, для своих современников?! Я утвердилась в своих положительных качествах в искусстве встречи – в слушании, говорении, в наблюдении речи собеседника, в выстраивании отношений. Высокий идеальный уровень требований к качеству диалога выявил резервы моего развития – то, что ещё не достигнуто мною.
В малой группе каждый из нас становился свидетелем неповторимой картины работы другого консультанта. Это подарило переживание сотрудничества, расширение опыта, пополнение необходимого практического инструментария, развитие трезвой рефлексии.
Ознакомление с законами биографии открыло для меня новую реальность. Рассмотрение отдельных аспектов своего прошлого и работа с жизнеописаниями известных людей внесли переживание объективности, реальности науки о биографии. Пришло  принятие своей жизни в её закономерностях, сочувствие к современнику в прохождении его жизненных испытаний, осознание, что биографическая работа – это норма жизни.
Событиями второго года обучения для меня стали начало практики консультирования и начало прохождения консультирования в качестве клиента. Это сопровождалось внутренними бурями и превращениями. На решение о начале самостоятельной практики повлияла все большая осведомленность в области БК, переживание его целостности, комплексности и понятности.
Обучение на курсе превзошло все мои ожидания. После каждого модуля я находила себя решительно новой.
Я обнаруживала в себе

 

  • внутренние расшатанные жесткости,
  • новые состояния активной социальной чувствительности,
  • новые качества видения, слышания, понимания других и себя,
  • новые качества своего процесса мышления.

 

  Меня не покидает чувство глубокой благодарности нашей коллегии преподавателей за точное оправданное сочетание методов и приемов обучения, продуманное равновесие между интеллектуальными формами работы, упражнениями и занятиями искусством, самостоятельными работами, презентациями и практикой. Созданное пространство я переживала как бережное, сохраняющее здоровье. Преподавателями культивировалась атмосфера деятельного сотрудничества.
 
Каждый модуль был для меня событием интеллектуального расширения, самоосознания, обнаружением и началом практического использования МОИХ новых умений и качеств. Системы упражнений Р.Штайнера, каждый раз новые, по-разному введенные в курс, открыли передо мной непочатый край работы. Для меня важно удерживать переживание значимости этого вида деятельности и решимость упражняться в этом.
Презентации эссе, диплома и случая из практики стали дополнительной проработкой материала. Я должна признаться, что соединение с методом, с шагами, осознание качеств отдельных приемов консультирования произошли для меня именно через необходимость исследования и его изложения в собственной речи.
 
Мои цели обучения на курсе претерпели кардинальное изменение.
Раньше это были:  

 

  • совершенствование своих социальных инструментов,
  • углубление в базовую профессию, 
  • приобретение умений и знаний о правильном сопровождении человека в кризисе.

 

То есть традиционная такая специализация, в которой ожидаются новые знания и новые умения.

Обучение оказалось для меня шоковым, затрагивающим за живое, ставящим высокие планки лично передо мной. На передний план выдвинулись задачи саморазвития и совершенствования меня как человека.
Курс стал для меня ступенью в моей жизни.


Анастасия Андреева, воспитатель, учитель, школьный психолог, теперь психолог-консультант